для инвалидов и маломобильных групп населения
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является актуальной проблемой для общества и приоритетными направления государственной социальной политики. В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения (людей с ограниченными возможностями здоровья) Одной из важных задач программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество.
«Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»
Владимир Путин
(Из выступления на встрече с представителями общественных организаций инвалидов. 25.06.2009)
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья («ребенок с ОВЗ») физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные республиканской ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссией) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Обследование детей ПМПК осуществляется по письменному заявлению родителей (законных представителей). Необходимо помнить, что статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи. Автоматически статус «ребенок с ОВЗ» не подтверждается и исчезает, если при переходе из дошкольного учреждения в школу, либо из начального звена школы в среднее ребенок не прошел ПМПК и не подтвердил этот статус.
Статус «ребенок с ОВЗ» в дошкольном возрасте дает следующие права:
1.Право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом , специальным педагогом в условиях образовательной организации.
2.Право на особый подход со стороны педагогов, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания.
3.Право на выбор реализации адаптированной программы, рекомендованной ПМПК, как в образовательном учреждении по месту жительства, т.е. обычной образовательной организации, так и в специализированном учреждении для детей, имеющих те или иные нарушения развития.
4.Право на конфиденциальность информации о состоянии психофизического развития и неразглашении третьим лицам, не участвующим в процессе образования детей
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
- Паспорт доступности (для лиц с ОВЗ) Паспорт доступности
- Федеральный закон от 24.11.1995г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1598 " Об утверждении ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 "Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью"
- Приказ Минобразования и науки РФ от 20.09.2013г. № 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико- педагогической комиссии"
Мероприятия в МБДОУ по теме инклюзивного образования:
1. Неделя инклюзивного образования